3.5

Управление эффективностью закупок

Топливная компания ТВЭЛ поддерживает, соблюдает и защищает основополагающие права человека, строит свои внешние деловые связи, руководствуясь принципами честности, порядочности и открытости.

GRI G4-EN32, EN33, LA14, LA15, SO9, SO10 Внесение в число критериев допуска поставщиков и подрядчиков к участию в закупочной процедуре каких-либо требований, кроме предусмотренных действующим законодательством, запрещено Единым отраслевым стандартом закупок Госкорпорации «Росатом» (ЕОСЗ). Специальная оценка поставщиков и подрядчиков по критериям их практики трудовых отношений, воздействия на общество и экологию проводится исключительно в рамках оценки наличия всех предусмотренных законодательством разрешений и лицензий. К ним относятся критерии наличия сертификатов систем менеджмента, допустимые в качестве оценочных, т. е. формирующие итоговую оценку участника закупочной процедуры. Компания не проводит оценку фактических и потенциальных воздействий в цепочке поставок, все заключаемые контракты проверяются на соответствие нормам российского законодательства.

Более 90% конкурентных закупочных процедур проводится на электронных торговых площадках. Это способствует открытости и прозрачности Компании, а также обеспечивает экономию трудовых и финансовых ресурсов. Процедуры закупок осуществляются с использованием электронных площадок АО «Единая электронная торговая площадка», ООО «Фабрикант», АО «Центр развития экономики».

Общая экономия дочерних обществ Компании в результате проведения закупочных процедур на открытой конкурентной основе по итогам 2015 года составила 2 852 млн руб.

В 2015 году общий объем снижения складских запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях Топливной компании ТВЭЛ составил 2 094 млн руб.

Наиболее крупными по объему закупок группами продукции/услуг являются: а) продукция и услуги, закупаемые у предприятий атомной отрасли; б) энергоснабжение. Они же являются самыми крупными категориями при закупке у единственного поставщика.

Основные группы среди конкурентных процедур:

  • материалы и оборудование,
  • строительно-монтажные работы,
  • изготовление комплектующих,
  • ремонт и техническое обслуживание оборудования.

Согласно положениям Единого отраслевого стандарта закупок Госкорпорации «Росатом», Компания не имеет права устанавливать преференции поставщикам по территориальному признаку, исключение составляют аутсорсинговые компании, созданные в ходе реструктуризации Топливной компании ТВЭЛ. ЕОСЗ гарантирует таким организациям определенные объемы заказов в течение пяти лет с даты основания в следующем порядке: в первый год — 90%, во второй — 75%, в третий — 60%, в четвертый — 40%, в пятый — 25% от общей годовой потребности заказчика.

GRI G4-EC9 Местные поставщики участвуют в конкурентных процедурах на общих основаниях, особенные подходы по работе с местными поставщиками не применяются. Компания не ведет специального учета затрат на таких поставщиков.

Основные документы, регламентирующие закупочную деятельность и устанавливающие критерии отбора поставщиков и подрядчиков Топливной компании ТВЭЛ:

  • Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • Единый отраслевой стандарт закупок Госкорпорации «Росатом»;
  • Корпоративный стандарт АО «ТВЭЛ» «Процесс закупок».

Структура закупок ТК ТВЭЛ

Показатель 2013  2014  2015 2016 (план)
Доля закупок, осуществленных путем организации публичных открытых конкурентных процедур в рамках ЕОСЗ, % 95 95 97 94
Общая сумма закупок ТК ТВЭЛ, млн руб. 161 200 168 962 130 632 123 060
Общая экономия дочерних обществ ТК ТВЭЛ в результате проведения закупочных процедур на открытой конкурентной основе, млн руб. 2 534 2 601 2 852 не менее 2 000

Структура поставщиков и подрядчиков ТК ТВЭЛ, шт. GRI G4- 12, G4-13

Россия Нерезиденты Всего
Общее число поставщиков и подрядчиков 3 398 34 3 432
Конкурентные закупочные процедуры 1 785 13 1 798
Неконкурентные закупочные процедуры 1 613 21 1 634
В 2015 году в Арбитражный комитет АО «ТВЭЛ» поступило 109 жалоб на закупочные процедуры Топливного дивизиона. Это практически в два раза меньше, чем в предыдущем году. Обоснованными и частично обоснованными признаны 22 жалобы.

Среди ключевых поставщиков и подрядчиков Компании имеются компании, занимающие монопольное положение на рынке. Согласно положениям ЕОСЗ закупочные процедуры с такими контрагентами осуществляются в следующем порядке: без объявления конкурса (для субъектов естественных монополий) и через процедуру «Закупка у единственного поставщика».

При планировании и проведении закупочной деятельности в 2015 году предприятия Топливной компании ТВЭЛ предоставляли преимущественные права субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Доля закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по отдельным предприятиям составила от 32 до 83% при установленном нормативном уровне 18%.

В рамках исполнения плана мероприятий по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием АО «ТВЭЛ» утвержден приказ, определяющий перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В отчетном году была продолжена работа в рамках проекта «Оптимизация системы управления материально-техническим обеспечением предприятий Топливной компании», реализация которого продолжится до конца 2016 года. Цели проекта:

  • внедрение категорийного управления1;
  • снижение складских запасов (проведение работ в рамках оптимизации невостребованных складских запасов и снижения их уровня);
  • оптимизация складской инфраструктуры и материальных потоков (оптимизация материальных потоков как во внутренней логистической системе дочерних обществ и между дочерними обществами Компании, так и между предприятиями различных дивизионов Госкорпорации «Росатом»).
1. Категорийное управление (менеджмент) в закупках — план действий для эффективного управления закупками, поставками, запасами и взаимодействия с поставщиками в рамках категории закупаемых товаров. В результате внедрения категорийного менеджмента ТК ТВЭЛ планирует, в частности, минимизировать использование услуг посреднических организаций, заключать долгосрочные контракты с производителями продукции.

Структура закупок по стоимостному критерию, %

Жалобы, поступившие в Арбитражный комитет АО «ТВЭЛ» в 2015 году, шт.